Челябинск основали в 1736 году на берегу реки Миасс как русскую
крепость в урочище Челяба. Была построена, чтобы обеспечивать
безопасность передвижений между Оренбургом и слободами, которые
поставляли продовольствие. С тюркского название произошло от имени
Челеби, что означает "царевич", или "образованный".
Уже через 12 лет крепость стала центром Исетской провинции, здесь
были сооружены ратуша, каменный собор, учреждены две ярмарки.
Постепенно приобретает статус города, который становится уездным.
В 90-х годах 19-го века Челябинск, благодаря строительству железной
дороги к Екатеринбургу и железнодорожной Транссибирской магистрали,
становится крупнейшим торговым и транспортным центром Урала. В начале
20-го века в Челябинске большое развитие получили мукомольное
производство, хлеботорговля и чайное дело. Были построены маслобойные,
кожевенные и другие предприятия для переработки различного сырья. В
30-х годах в Челябинске были размещены крупные промышленные
новостройки: тракторный завод, электродный, абразивный, цинковый, завод
ферросплавов и многие другие.
В наши дни Челябинск с населением более миллиона человек стоит в
ряду крупнейших городов России. Является важным промышленным центром и
одним из самых крупных торгово-транспортных узлов государственного
значения, соединяющих Сибирь с центральной частью России.
В России впереди Челябинска по индустриальной мощности стоят лишь
Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург и Нижний Новгород. Около сорока
процентов его продукции — это металл. Предприятия города дают пятую
часть отечественных труб, треть ферросплавов, дорожную технику и
тяжелые гусеничные тракторы, уникальные приборы и металлоконструкции.
Продукция Челябинска и области идёт на экспорт в 60 стран мира.
|